Выполняем любые задачи в области экспертизы проектов, проверки сметной документации в Омске и Омской области!
Курирование строительных экспертиз и инженерных изысканий
Еще относительно до недавнего времени, курированием проведения инженерных изысканий занимался по своей сути один Госстрой России, если не принимать во внимание правительственные подразделения. Все стороны взаимоотношений, возникающих в процессе строительства, были прекрасно осведомлены, куда именно нужно обращаться по тем или иным возникающим вопросам.
Но сегодня этим занимается как минимум десяток различных структур, включая и такие как самые различные ведомства, разнообразные общественные организации и прочее. Перечислим только некоторые из них – Министерство регионального развития России, Госстрой, Министерство промышленной энергетики, федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии, ТКС Строительство», ОАО «ПНИИИС», ЗАО «ЦНС», две Ассоциации по инженерным изысканиям в строительстве, РОИС, Союз архитекторов и т.д.
Заметим, что Госстрой России никогда не был идеальным ведомством, но по сравнению с настоящим положением дел, когда мы наблюдаем рассредоточение функций в области нормирования строительной деятельности, вряд ли можно сделать вывод об улучшении ситуации и повышения качества и надежности материалов инженерных изысканий с введением такого количества различных органов.
Новый пакет нормативно-правовых документов:
Вполне вероятно, что многочисленные споры и дискуссии, которые развернулись в нашем обществе по поводу несовершенства федерального законодательства, особенно это касается части лишения государственных органов власти субъектов РФ права решать на своих территориях важнейшие вопросы в сфере архитектуры и градостроительства, включая и сферу проектно-изыскательской деятельности, принесли свои плоды.
Так, за период с 2005 по 2007 годы был принят ряд законов (от 31.12.2005г. № 206-ФЗ, от 15.12.2005г. №210-ФЗ, от 31.12.2005г. ЧЛ99-ФЗ), и постановлений Правительства РФ (№20, №363, №145), которые внесли существенные изменения в Градостроительный Кодекс РФ и в ряд других законодательных актов. Такие изменения определили принципиальную стратегию дальнейшего развития производства инженерных изысканий.
Перечислим основные регламентации в части инженерных изысканий, которые коснулись следующих положений:
- дано определение понятия «результаты инженерных изысканий»;
- установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
- предусмотрена ответственность за проведение некачественной экспертизы результатов инженерных изысканий;
- в начале 2006 года впервые был издан нормативный правовой акт федерального уровня, который непосредственно касается инженерных изысканий - Постановление Правительства РФ N 20 «Об инженерных изысканиях».
Последнее Постановление разберем подробней. Выделим в нем три ключевых позиции, которые имеют решающее значение для организации производства инженерных изысканий и в какой-то степени восполняют пробелы Градостроительного Кодекса, касающиеся функций органов государственной власти субъектов РФ в части инженерных изысканий:
- в перечень изыскательских работ теперь включены обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций. Это тот вид работ, который ранее в соответствии с классификатором Госстроя России был включен в проектные работы, что в свою очередь приводило к резкому снижению их стоимости по сравнению с реальными затратами;
- теперь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством регионального развития России проведение изысканий на соответствующей территории;
- существенно упрощается механизм утверждения нормативов по изысканиям, так как содержание и состав изыскательских работ в настоящее время определяется Министерством регионального развития России.
В результате всего этого, опираясь на идеологическое содержание Постановления Правительства РФ N 20 «Об инженерных изысканиях» можно перейти от декларативных и практически трудно реализуемых положений Градостроительного кодекса к практическим действиям, направленным на нормативное обеспечение изыскательских работ как в целом по России, так и на территориях субъектов РФ. Причем на территории субъектов РФ это можно осуществлять с учетом специфики природно-техногенных условий этих регионов.
Но несмотря на явный прорыв в области управления изыскательской деятельностью, все же ряд некоторых позиций принятых нормативно-правовых документов, вызывает вопросы. Так, например, статья 47 часть 41 уже измененного Градостроительного кодекса содержит очень расплывчатое определение «результатов изысканий», кроме того, оно включает в себя целый перечень позиций, которые не имеют никакого отношения к результатам. По этой причине изыскателям довольно проблематично представлять документацию такого рода.
Еще один пример, статья 49 часть 5 того Градостроительного Кодекса РФ содержит нереальное для выполнения требование о необходимости соответствия результатов инженерных изысканий техническим регламентам, потому что это и является предметом проведения государственного экспертного исследования проектной документации.
Но сегодня этим занимается как минимум десяток различных структур, включая и такие как самые различные ведомства, разнообразные общественные организации и прочее. Перечислим только некоторые из них – Министерство регионального развития России, Госстрой, Министерство промышленной энергетики, федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии, ТКС Строительство», ОАО «ПНИИИС», ЗАО «ЦНС», две Ассоциации по инженерным изысканиям в строительстве, РОИС, Союз архитекторов и т.д.
Заметим, что Госстрой России никогда не был идеальным ведомством, но по сравнению с настоящим положением дел, когда мы наблюдаем рассредоточение функций в области нормирования строительной деятельности, вряд ли можно сделать вывод об улучшении ситуации и повышения качества и надежности материалов инженерных изысканий с введением такого количества различных органов.
Новый пакет нормативно-правовых документов:
Вполне вероятно, что многочисленные споры и дискуссии, которые развернулись в нашем обществе по поводу несовершенства федерального законодательства, особенно это касается части лишения государственных органов власти субъектов РФ права решать на своих территориях важнейшие вопросы в сфере архитектуры и градостроительства, включая и сферу проектно-изыскательской деятельности, принесли свои плоды.
Так, за период с 2005 по 2007 годы был принят ряд законов (от 31.12.2005г. № 206-ФЗ, от 15.12.2005г. №210-ФЗ, от 31.12.2005г. ЧЛ99-ФЗ), и постановлений Правительства РФ (№20, №363, №145), которые внесли существенные изменения в Градостроительный Кодекс РФ и в ряд других законодательных актов. Такие изменения определили принципиальную стратегию дальнейшего развития производства инженерных изысканий.
Перечислим основные регламентации в части инженерных изысканий, которые коснулись следующих положений:
- дано определение понятия «результаты инженерных изысканий»;
- установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
- предусмотрена ответственность за проведение некачественной экспертизы результатов инженерных изысканий;
- в начале 2006 года впервые был издан нормативный правовой акт федерального уровня, который непосредственно касается инженерных изысканий - Постановление Правительства РФ N 20 «Об инженерных изысканиях».
Последнее Постановление разберем подробней. Выделим в нем три ключевых позиции, которые имеют решающее значение для организации производства инженерных изысканий и в какой-то степени восполняют пробелы Градостроительного Кодекса, касающиеся функций органов государственной власти субъектов РФ в части инженерных изысканий:
- в перечень изыскательских работ теперь включены обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций. Это тот вид работ, который ранее в соответствии с классификатором Госстроя России был включен в проектные работы, что в свою очередь приводило к резкому снижению их стоимости по сравнению с реальными затратами;
- теперь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством регионального развития России проведение изысканий на соответствующей территории;
- существенно упрощается механизм утверждения нормативов по изысканиям, так как содержание и состав изыскательских работ в настоящее время определяется Министерством регионального развития России.
В результате всего этого, опираясь на идеологическое содержание Постановления Правительства РФ N 20 «Об инженерных изысканиях» можно перейти от декларативных и практически трудно реализуемых положений Градостроительного кодекса к практическим действиям, направленным на нормативное обеспечение изыскательских работ как в целом по России, так и на территориях субъектов РФ. Причем на территории субъектов РФ это можно осуществлять с учетом специфики природно-техногенных условий этих регионов.
Но несмотря на явный прорыв в области управления изыскательской деятельностью, все же ряд некоторых позиций принятых нормативно-правовых документов, вызывает вопросы. Так, например, статья 47 часть 41 уже измененного Градостроительного кодекса содержит очень расплывчатое определение «результатов изысканий», кроме того, оно включает в себя целый перечень позиций, которые не имеют никакого отношения к результатам. По этой причине изыскателям довольно проблематично представлять документацию такого рода.
Еще один пример, статья 49 часть 5 того Градостроительного Кодекса РФ содержит нереальное для выполнения требование о необходимости соответствия результатов инженерных изысканий техническим регламентам, потому что это и является предметом проведения государственного экспертного исследования проектной документации.